Перевозка крупногабаритных и тежеловесных грузов

Перевозка крупногабаритных и тежеловесных грузовКрупногабаритные грузы – это грузы, которые после погрузки на транспортное средство превышают установленные в нормативной документации стандарты хотя бы по одному из показателей – длине, ширине или высоте. Зачастую грузоперевозки по России и не только происходят с максимальной нагрузкой на транспортное средство, и могут выходить за пределы габаритов.

Тяжеловесные грузы- это неделимые грузы, достигающие значительной массы. К примеру, реакторы для АЭС, станки, трансформаторы, корпуса судов, летательные аппараты и т. д.

Причин перевозки таких грузов несколько.

-Иногда климатические или экономические условия делают невозможной сборку демонтированного для транспортировки оборудования на месте назначения — почти в 3 раза дешевле доставить реактор с завода-изготовителя на атомную станцию в собранном виде, чем собирать его по частям. Кроме того, современные технологии требуют заводской сборки, когда нежелательно какое-либо механическое вмешательство в единожды собранное оборудование.

-Использование крупногабаритного тяжеловесного оборудования сокращает сроки ввода объектов в эксплуатацию, работающих при окончательном монтаже оборудования, уменьшает размеры строительных площадок, повышает производительность труда, снижает себестоимость и трудоемкость монтажных работ. Такие грузы, являясь главными для строительного объекта, находятся, как правило, на «критическом пути» сетевого монтажного графика, т. е. определяют продолжительность строительства объекта в целом.

Категории автотранспортных средств, перевозящих крупногабаритные или тяжеловесные грузы

Автотранспортное средство 1 категории

Подразделяется на две группы в зависимости от осевых масс:

-Группа А- автотранспортное средство с осевыми массами наиболее нагруженной оси свыше 6 до 10 тн включительно, предназначенные для эксплуатации на дорогах I-III категории, а также на дорогах IV категории, одежды которых построены или усилены под осевую массу 10 т;

-Группа Б- автотранспортное средство с осевыми массами наиболее нагруженной оси свыше до 6 тн включительно, предназначенные для эксплуатации на всех дорогах.

Осевые нагрузки, превысив которые автотранспортное средство относится к категории I.

Предельная основная масса на каждую ось, т., не более


Расстояние между крайними осями, м

Транспортные средства группы А

Транспортные средства группы Б

Двухосные автотранспортные средства и двухосные тележки

Свыше 2,00

10,0

6,0

Свыше 1,65 до 2,00 включительно

9,0

5,7

Свыше 1,35 до 1,65 включительно

8,0 (если осевая масса, приходящаяся на смежную ось не превышает 6,0 т. и для контейнеров допускается 9,0т.)

5,5

Свыше 1,00 до 1,35 включительно

7,0

5,0

До 1,00

6,0

4,5

До 1,32 включительно для автотранспорта, спроектированного до 1995 года

8,0

5,5

Трехосные тележки, смежные оси которых находятся не менее чем 0,4 расстояния между крайними осями

Свыше 5,00

10,0

6,0

Свыше 3,20 до 5,00 включительно

8,0

5,5

Свыше 2,60 до 3,20 включительно

7,5

5,0

Свыше 2,00 до 2,60 включительно

6,5

4,5

До 2,00

5,5

4,0

В условиях городской застройки допустимая нагрузка на ось, указанная в таблице для дорог I-III категорий, относится к магистральным дорогам и улицам, а также дорогам и улицам в научно-производственных, промышленных и коммунально-складских зонах (районах). Допустимая нагрузка, указанная для дорог IV-V категорий, в условиях городской застройки относится к улицам в жилой застройке, проездам и парковым дорогам.

Допустимая полная масса транспортных средств категории 1


Виды АТС

Полная масса, т

Расстояние между крайними осями транспортного средства группы А , м не менее

группа А

группа Б

Одиночные автомобили

Двухосные

18

12

3,0

Трехосные

25

16,5

4,5

Четырехосные

30

22

7,5

Седельные автопоезда (тягач с полуприцепом)

Трехосные

28

18

8,0

Четырехосные

36

23

11,2

Пятиосные и более

38

28,5

12,2

Прицепные автопоезда

Трехосные

28

18

10,0

Четырехосные

36

24

11,2

Пятиосные и более

38

28,5

12,2

Ограничения полной массы транспортного средства категории 1 при движении по мостовым сооружениям


Расстояние между крайними осями, м.

Полная масса, т

Более 7,5 и для одиночных автомобилей (тягачей)

30

Более 10,0

34

Более 11,2

36

Более 12,2

38

Габарит автотранспортного средства по длине не должен превышать

  • одиночных автомобилей и прицепов- 12 м;
  • автопоездов в составе "автомобиль-прицеп" и "автомобиль-полуприцеп" - 20 м;

Габарит автотранспортного средства по ширине не должен превышать 2,5 м, для рефрижераторов и изотермических кузовов до 2,6 м.

Могут выступать за пределы разрешенного габарита по ширине

  • приспособления противоскольжения, надетые на колеса;
  • зеркала заднего вида;
  • элементы крепления тента, сконструированные таким образом, что они могут отклоняться, входя при этом в габарит;
  • шины вблизи контакта с дорогой, эластичные крылья, брызговики колес и другие детали, выполненные из эластичного материала, при условии, что указанные элементы конструкции или оснастки выступают за габариты не более 0,05 м с любой стороны.

Габарит автотранспортного средства по высоте не должен превышать 4,0 м.

К крупногабаритным относятся также автотранспортные средства, имеющие в своем составе два и более прицепа (полуприцепа), независимо от ширины и общей длины автопоезда.

Параметры автотранспортного средства, при которых оно относится к категории 2


Проектная (нормативная)
нагрузка на мостовое
сооружение

Общая масса,
т

Нагрузка на ось,
т

База, м

АК-11, Н-30, НК-80

Более 80

Более 20

Менее 3,6

Н-18 и НК-80

Более 80

Более 60

Менее 3,6

АК-8, Н-13, НГ-60

Более 60

Более 16

Менее 5

Н-10 и НГ-60

Более 60

Более 9,5*

Менее 5

Н-8 и НГ-30

Более 30

Более 7,6*

Менее 4*

  • Значение осевой нагрузки относится к случаям движения по деревянным мостам

Контроль соблюдения допустимых весовых параметров и габаритов транспортных средств осуществляют органы управления дорогами, органы Российской транспортной инспекции и Государственной инспекции по безопасности дорожного движения.

Перевозка по дорогам крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов осуществляется только на основании разрешений (либо разовых, либо на определенный срок)

Органы, осуществляющие выдачу разрешений на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов

  1. Федеральная автомобильно-дорожная служба России. Выдает разрешения на международные перевозки грузов.
  2. Федеральные дирекции автомобильных дорог. Выдает разрешения на междугородные и местные перевозки грузов по федеральной сети дорог.
  3. Региональные дирекции. Выдают разрешения на междугородные и местные перевозки грузов по федеральной сети дорог.
  4. Территориальные органы управления дорожным хозяйством. Выдают разрешения на междугородные и местные перевозки по обслуживаемой сети дорог.

При выборе маршрута должны быть оценены габариты и грузоподъемность инженерных сооружений на предполагаемом маршруте, чтобы обеспечить безопасность перевозки и сохранность дороги и инженерных сооружений.

Согласование маршрута перевозки категории 1 производится в срок до 7 дней, а категории 2- до 20 дней.

После получения разрешения перевозка согласовывается с ГИБДД МВД РФ, ГУВД, УВД субъектов РФ, на территории обслуживания которых начинается перевозка. При согласовании определяются спец. требования к порядку перевозки груза и выдается специальный пропуск, который дает право на движение транспортного средства. Согласование производится в срок до 5 дней.

Если маршрут проходит через ж/д переезд, по ж/д мостам, путепроводам или автодорожным путепроводам, которые находятся на балансе железной дороги, согласование производится с начальником дистанции пути ж/д:

  • если ширина транспортного средства с грубо (или без него) 5 м. и более и высота от поверхности дороги 4,5 м и более
  • длина транспортного средства с 1 прицепом более 20 м или автопоезд имеет 2 или более прицепа
  • транспортное средство относится ко 2 категории
  • скорость движения транспортного средства менее 8 км/час.

Если маршрут проходит на электрофицированных участках согласование пропуска груза через ж/д переезд с превышением только габарита по высоте 4,5 м. производится начальником дистанции электроснабжения.

Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов категории 2 вне населенных пунктов осуществляется в светлое время , а по населенным пунктам - в период наименьшей интенсивности движения.

В темное время по дорогам вне населенных пунктов, а также при интенсивном движении в светлое время перевозка допускается только при условии сопровождения груза.

ГИБДД при согласовании разрешения на перевозку груза определяет необходимость и вид сопровождения. Сопровождение может осуществляться:

  • автомобилем прикрытия и (или) тягачом;
  • патрульным автомобилем ГИБДД.

Сопровождение автомобилем прикрытия обязательно во всех случаях, когда:

  • ширина транспортного средства с грузом превышает 3,5 м;
  • длина автопоезда более 24 м;

в других случаях, когда в разрешении в графе "Особые условия движения" записано, что движение через какое-либо искусственное сооружение разрешается в одиночном порядке, либо указаны другие условия, требующие оперативного изменения организации движения на маршруте перевозки груза.

Автомобиль (автомобили) прикрытия, а также тягачи (в зависимости от перевозимого груза и дорожных условий) выделяются перевозчиком груза или грузоотправителем.

Участие в сопровождении патрульного автомобиля ГИБДД необходимо, если:

  • ширина транспортного средства превышает 4,0 м;
  • длина автопоезда превышает 30,0 м;
  • транспортное средство при движении вынуждено хотя бы частично занимать полосу встречного движения;
  • в процессе перевозки предполагается необходимость оперативного изменения организации движения с целью обеспечения безопасности проезда;
  • груз относится к категории 2.

В иных случаях необходимость сопровождения определяется ГИБДД исходя из дорожных условий, интенсивности движения и состава транспортного потока.

Во время перевозки крупногабаритного и тяжеловесного груза запрещается:

  • отклоняться от установленного маршрута;
  • превышать указанную в разрешении скорость движения;
  • осуществлять движение во время гололеда, а также при метеорологической видимости менее 100 м;
  • двигаться по обочине дороги, если такой порядок не определен условиями перевозки;
  • останавливаться вне специально обозначенных стоянок, расположенных за пределами дороги;
  • продолжать перевозку при возникновении технической неисправности транспортного средства, угрожающей безопасности движения;
  • выезжать в рейс без разрешения, с просроченным или с неправильно оформленным разрешением на перевозку, при отсутствии подписей, указанных в нем должностных лиц;
  • вносить в разрешение на перевозку крупногабаритного или тяжеловесного груза дополнительные записи.

Если во время движения возникнут обстоятельства, требующие изменения маршрута, перевозчик должен получить разрешение на движение по новому маршруту в порядке, установленном Инструкцией.